МАОУ "СОШ №55"

Меню сайта

Методика

Л. А. Овчинникова,учитель истории МАОУ "СОШ № 55"

 

Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

 

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.  Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. В основе какой-либо трудности в учебной работе могут лежать психологические причины.

Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она проявляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально- психологическими особенностями школьника (слабость нервной системы).

А в основе таких трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, непонимание смысла и значений важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития, может лежать одна и та же психологическая причина – несформированность мыслительной деятельности анализа.

Низкий уровень развития этих умственных действий настолько затрудняет процесс учебной деятельности, что может вызвать у детей значительное нервное напряжение, переутомление, привести к перегрузкам, способствовать деформации личности.

Снижение успеваемости, неизбежное при недостаточном владении навыками мыслительной деятельности, приводит в свою очередь, к конфликтам с педагогами и родителями, формирует неуверенность к себе, ощущение своей неполноценности, заниженную самооценку. Сами учащиеся не могут разобраться в причинах своего неуспеха, и здесь на помощь должны прийти взрослые: педагоги, психологи, родители.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе учебы трудностей.

Для осуществления психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые мешают некоторой части учащихся усваивать программу массовой школы, даже если учитель использует совершенные метода преподавания. В современных условиях, необходим поиск новых путей решения проблемы уровня обученности.

Представленные мной материалы являются результатом  исследований по проблеме организации здоровьесберегающего учебного процесса в классах седьмого вида.

 Глава 1

1.1Основные группы трудностей,

влияющие на успешность обучения в школе.

Учителя хорошо знают, что некоторые учащиеся (составляющие относительно небольшую группу) усваивают программу массовой школы с большим трудом. Эту группу составляют дети с задержкой мыслительной деятельности.

К ним относятся дети, перенесшие во внутриутробном периоде своего развития, при рождении, или в самом раннем возрасте заболеваний, остановивших нормальное развитие мозга.

Характерным для этих учащихся является недоразвитие мозга с типичным дефектом, в наиболее высокоорганизованных зонах мозговой коры,   именно этим и объясняется тот факт, что уровень обучаемости таких детей ниже среднего.

  Учащимся с такими показателями специалисты ПМПК рекомендуют обучение по программе VII вида в специальных классах общеобразовательной школы или вспомогательную школу.

Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимое для преодоления и профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих:

·        меньшую наполняемость таких классов,

·        щадящий режим дня, укрепление физического здоровья,

·         общую коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса.

Именно в таком классе возможна последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направления деятельности. Важным моментом в организации системы коррекционно – развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Обсуждение результатов наблюдений на малых педсоветах или консилиуме

Коррекционно-развивающая направленность обучения осуществляется набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развиваюшее обучение осуществляется на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы.

Исходя из выше сказанного основные направления коррекционно -  развивающего обучения являются: развитие речи, владение техникой речи; совершенствование сенсорного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитее зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений об явлениях; развитие пространственных представлений и ориентаций; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти;

Однако следует иметь виду, что классы коррекционно-развивающего обучения с их обозначенными характеристиками - это лишь форма организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогическая же эффективность учебного процесса,  в конечном счете,  будет определяться тем, каким содержанием он наполниться. На сколько в этом содержании кроме общих образовательных целей, будут учтены типические и индивидуальные особенности таких детей. Какие методы и приемы станут задавать тон, определять атмосферу,  как обучения, так и воспитания школьников

 

1. 2 Цели и задачи курса истории в классе VII вида.

У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».

В современных условиях, когда говорят о кризисе сложившейся отечественной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества.

Определяя цели обучения истории с нарушением интеллекта, необходимо учитывать особенности их познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и личностных качеств.

История в таких классах рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала для формирования личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, овладение знаниями и умениями.

Решая образовательно – воспитательные задачи курса истории в классе VII  вида, необходимо учитывать особенности учащихся и коррекционную направленность всего учебно – воспитательного процесса.

Курс истории соответствует требованиям исторической, психологической и педагогической наук, и раскрывает систему научных понятий, отражает раскрытие исторического процесса на основе изучения событий и явлений в хронологической последовательности с древних времён до современности.

Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории, что означает следующее:

изучая историю, учащиеся класса VII вида должны усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов.

Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого. Усвоение этих представлений послужит основой для понимания учащихся с нарушением интеллекта особенностей жизни, труда и борьбы людей в далёком прошлом.

Цели ставятся не только перед всем курсом истории, но и перед каждой темой и перед отдельными уроками. Намечаемые цели должны быть реальными, но осуществление их должно требовать от учащихся известных усилий, а от учителя – поиска и разработки лучших средств и приемов обучения истории школьников с нарушением интеллекта.

Цели развиваются в прямой связи с достижением результатов обучения, то есть качество объёма исторических знаний, умений и навыков учащихся, уровня их воспитанности.

Обязательным компонентом процесса обучения является содержание (система знаний, умений, навыков). Изменение целей всегда ведёт к изменению содержания обучения. Эта закономерность хорошо прослеживается на примере школьных курсов истории, обновлённых за последнее десятилетие.

Историческая наука дает школьному обучению богатство фактов, понятий, источников в познании исторического процесса. Методика на этой основе должна разрабатывать содержание обучения истории.

Преподавание истории в специальных коррекционных классах строится на основе новых программ и учебников, отражающих, с одной стороны,  личностный подход к учащемуся, с другой стороны, позволяющих по -  новому подходить и оценить историческое прошлое. Отказ от безликой  излишне идеализированной и политизированной истории даёт возможность по – иному распределить часы на изучение отдельных тем, полнее и многограннее показать исторический процесс, усилить роль человеческого фактора в истории, приблизить её к сознанию учащихся через показ не только героического прошлого нашей Родины, но и повседневной жизни людей.

Усвоение учащихся специального класса исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно – следственных связей закономерностей общего развития. Эта задача может быть решена наиболее полно.

Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала  (особенно при изучении аналогичных событий),  на других учебных предметах (литературе, краеведении и др.),  во внеклассной работе,  в жизни;  умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей.

Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно – популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать исторический материал, делать сообщения на основе  дополнительной литературы. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащемуся, поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика.

В процессе изучения истории наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляются и задачи воспитательные, важнейшими из которых считают: гражданское, патриотическое,   нравственное,  эстетическое, трудовое, экологическое, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся.

Таким образом, реализация всех образовательных и воспитательных задач курса истории будет способствовать формированию мировоззрения учащихся специальных коррекционных классов. Их взгляды и убеждения помогут ученикам правильно оценивать свои  и чужие поступки, события, происходящие в России и в мире.

 Глава 2

Приемы  коррекции и развития

 

2.1 Развитие и коррекция внимания

 

Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с нарушением интеллекта, необходимо проводить работу по его развитию и коррекции. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности  и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках.

Исторический материал интересен и разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуются сюжетные изложения захватывающего события (например,  военных походов киевских князей, штурма Измаила) и объяснения менее интересного материала, поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение, переключение.

Для этого на уроках необходимо разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Так, например,   от выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, заметки из газеты, рассмотрению картины, что бы затем провести беседу по обсуждению изученного материала.

Так для развития внимания используются упражнения:«Живая картина», «Чистая доска», «Найти ошибки»,

2.2 Развитие и коррекция восприятия

Учащиеся на каждом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями,  явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому история относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, прежде всего, необходимо сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому необходимо тщательно подходить к наглядному оформлению уроков истории.

2.3 Развитие и коррекция воображения

Воображение обогащает деятельность других психологических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать в процессе обучения истории. История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащегося;  иногда оно меняет представления, модернизирует их, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или по  их исправлению, давая, прежде всего точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов.

Приемы, способствующие к решению этой задачи,  могут быть следующими:

a)            рассказ о воображаемом путешествии во времени,

b)            экскурсии по городу, в музеи, 

c)            чтение художественной и научно-популярной исторической литературы даст дополнительные сведения, которые также будут способствовать развитию воображения.

d)            знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов, диафильмов позволяет накапливать зрительные образы, на которые в дальнейшем могут опираться учащиеся.

Развивать у учащихся историческое воображение поможет реконструкция прошлого в упражнении «путешествие в прошлое»

В результате этого упражнения получаются рассказы или небольшие инсценировки.

2.4 Развитие и коррекция памяти

Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их ведения, участников (т.е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство учащихся класса VII-го вида отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления.

Поэтому продумывать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке. Достигается это с помощью следующих приемов: излагаю материал по плану, мелое построение рассказа, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядность; запись дат, названий, имен, установка учащимся на то,  что нужно прочно запомнить и для чего это нужно, хорошо проведенное закрепление материала на уроке, неоднократное возвращение к пройденному  в связи с изучением нового материала, обязательное выполнение домашних заданий, систематизация знаний учащихся на повторно-обобщающем уроке по теме программы, опора на знакомые средства или на план при воспроизведении знаний учащимися; использование в этих целей памяток.

Примером может служить памятка с планом рассказа о ходе битвы:

·              Подготовка к битве

·              Начало битвы

·              Действие русских полков в решающий момент битвы

·              Исход битвы «Победа или поражение», его причины

·              Значение победы (или последствия поражения)

 

Также для развития памяти используют такие упражнения: «Исторические пятнашки», «Исторический снежный ком»,«Переводчик»

2.5 Развитие и коррекция мышления

Для развития и коррекции мышления учащимся необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставили бы думать ребенка.

Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась? Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала.

Учащиеся класса VII-го вида плохо осуществляют перенос усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Так, усвоив причины крестьянской войны под руководством С.Разина, а,  также зная, почему оно потерпело поражение, ученики не могут использовать эти знания при изучении крепостного восстания под руководством Е.Пугачева.

Необходимо учитывать эту особенность,  и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. Помочь им в этом может сравнительная таблица двух крестьянских восстаний, коллективно составленная на уроке под руководством учителя.

Велика роль повторительно-обобщающих уроков в коррекции мышлении учащихся, так как для того чтобы систематизировать и обобщить знания по больной программной теме необходимо развивать все мыслительные операции учащихся; учить понимать происшедшие изменения в стране за длительный период, объяснять причины этих перемен.

Упражнение «Что хотите,говорите…», «Старт-финиш», «Четвертый Лишний», «Аукцион», «Все ответы»

Эти упражнения полезны для подростков, они испытывают трудности в понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей.

2.6.Развитие и коррекция речи

На уроках истории ученикам с нарушением интеллекта бывает трудно выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках истории большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника).

Учащиеся классов VII-го вида, затрудняющиеся самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задает им вопросы.

Отмечая у ребенка, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, известный сдвиг, можно сократить количество вопросов и формулировать их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы ученика постепенно приближаются к самому рассказу.

2.7 Развитие временных представлений

Поскольку школьники с нарушением интеллекта мыслят конкретно и имеют больший запас представлений об историческом времени, целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя «в глубь веков». Для большей наглядности можно изобразить отрезки жизни человека, его родителей, бабушек и дедушек, взяв за точку отсчета сегодняшний день.

 

2.8 Формирование историко - пространственных представлений

Общество развивается не только во времени, но и в пространстве, т.е. на определенной части земной поверхности, в определенных природных условиях. Историческая среда является одним из условий, влияющих на развитие общества, особенно при недостаточном развитии производительных сил (например, при первобытно- общинном строе).

Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, анимации. Работа с ними в коррекционном классе необходимо учитывать имеющиеся у учащихся нарушения пространственных представлений.

Важной предпосылкой для формирования историко-пространственных представлений является тот факт, что пространство в основных его характеристиках (размер, протяженность, взаиморасположение) уже известно учащимся до начала изучения истории. Школьники с нарушениями интеллекта использовали меры длинны (см, м) на практике, упражняясь ориентируясь в пространстве, узнали, что такое «масштаб». На эти уже сформированные и практические умения можно опираться на уроках истории. Изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять: место, где происходило событие, направление действия, дальность расположения объектов относительно друг друга, условия местности, её особенности, роль географической среды и деятельности людей (там, где возможно это определить).

Формирование пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта затруднено, поэтому нужно чаще использовать различные практические работы с картой, схемой, планом, аппликациями.

 Глава 3

Методы работы на уроках истории в классе седьмого вида.

 

Наиболее распространённой классификацией методов обучения истории остаётся классификация по источникам приобретения знаний. Она включает следующие методы обучения истории:

  • Методы устного сообщения исторического материала.

  • Методы наглядного обучения истории.

  • Методы работы с текстом.

    В предложенной классификации отсутствуют практические методы. Практический метод – это умение применять знания. Каждый из методов обучения истории предполагает практический метод. Он сопровождает все остальные методы.

    Так, например, слушая изложение материала учителем, ученики могут составить план его рассказа; читая текст учебника, они заполняют сравнительную таблицу или ленту времени новыми датами. Таковы основные методы обучения истории.

    Система методов обучения истории.

    Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащегося с целью усвоения учениками содержание социального опыта, их воспитания, формирование научного мировоззрения. Но как руководить обучением, какими методами и приёмами можно достичь поставленных целей? Под методами следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося в процессе обучения, направленные на достижение его целей. Методы обучения истории различаются по источникам знаний и степени самостоятельности познавательной деятельности учащегося. Всякий метод обучения предполагает определённые средства и намеченный результат.

    Методы устного сообщения исторического материала.

    Живое слово учителя в процессе обучения истории играет ведущую роль: устное изложение не только является источником познания, но и сопутствует использованию других источников; с помощью устного слова осуществляется руководство познавательной деятельностью учащегося.

    Слово учителя выполняет следующие функции: информационную, логическую, воспитательную.

    В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта роль устного слова неизмеримо возрастает. Изложение учителя, его логика, умение экономично и точно распоряжаться своими словами является примером для подростков, своего рода стереотипом, на основе которого формируется речь и мышление учащихся классов VII  вида.

    Другие источники познания (печатное слово, наглядные пособия) привлекаются на уроках истории для создания конкретных представлений, эмоционального воздействия, для упорядочения и закрепления в сознании учащихся первоначальных представлений; реже – как самостоятельный источник знания.

    К методам устного изложения в обучении истории, широко применяемым, как в общеобразовательном, так и в классах VII вида относятся: повествование, описание (описание может быть картинным и аналитическим), объяснение (разъяснение), беседа (вводная, контрольная, обобщающая, заключительная)

    Методы работы с печатным текстом.

    Программа по истории  ориентирует учителя на формирование у учащегося таких умений работы с учебной книгой, как  умения:

    • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
    • пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану;
    • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
    • пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту
    • выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
    • оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.

    Работа с историческим документом.

              Исторический документ рассматривается как вспомогательное средство обучения к основному источнику знаний – учебнику, как средство конкретизации учебного материала. Методика работы с документальным материалом предполагает его включение в урок и организацию работы учащихся над текстом документов.

    Отрывки из исторических документов служат иллюстрацией к словам учебника. Они обязательно читаются и разбираются на уроке.

    Работа с периодической печатью.

             В процессе обучения истории учащиеся приучаются работать и с периодической печатью как источником знаний, необходимым при изучении событий, явлений прошлого и настоящего. В газетах часто печатаются исторические документы в связи с датами знаменательных событий. Так, например, ежегодно ко Д